Социологический словарь: Власт

- в классических философских концепциях  - особое отношение  между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция  интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону  и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Н.Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека  и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма  (Дж.Локк, Т.Гоббс и др.) нашли свое развитие  рационалистические взгляды на природу, источники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование  политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечной счете материально-производственными отношениями. Проблема  В. была систематически проанализирована в социологии М. Вебера , который ввел понятие  легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время  при анализе  В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство,  руководство,  управление,  организация,  контроль)  и методы  (авторитет,  право,  насилие) . Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму  феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода  выступил Ф.Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличная сила  "воли к В." лежит, по Ницше, в основании существования; познание  мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В.". Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма  до "новых левых". М.Фуко  , исследуя комплексы  "В. - знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки - Суверена) образования, специфика которых в том, что они - "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса  взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум.  Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация  удовольствия, ритуал  исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты  и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В. в "самом начале языка" . Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции  и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус  дискурса.  Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид  в силу самого факта  употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Более радикальные трактовки В. содержатся в работах  Делеза и Гваттари (В. как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В. через образы  "В. ткани", "В. организма" и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию. А.А. Горных Социологический словарь

Значение «Власт»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению